Избежать проблем на дороге позволяет плановое техническое обслуживание. Провести такую процедуру можно самостоятельно. Ниже представим подробную схему, как действовать, что протестировать.
Чтобы весной было проще вернуть байк к жизни, нужно правильно консервировать его в зиму. Заранее проведя ряд работ, с наступлением тепла останется проверить уровень жидкостей и стереть пыль. К сожалению, многие игнорируют консервацию. Загоняют мотоцикл в гараж и забывают про него до наступления тепла. Весной ситуация кардинально меняется, чтобы отправиться в поездку, мототехника нуждается в комплексной подготовке и обслуживании.
Проверка давления в шинах и их состояния
Чтобы весной было проще вернуть байк к жизни, нужно правильно консервировать его в зиму. Заранее проведя ряд работ, с наступлением тепла останется проверить уровень жидкостей и стереть пыль. К сожалению, многие игнорируют консервацию. Загоняют мотоцикл в гараж и забывают про него до наступления тепла. Весной ситуация кардинально меняется, чтобы отправиться в поездку, мототехника нуждается в комплексной подготовке и обслуживании.
Собрались подготовить мотоцикл к сезону, не торопимся заводить. Начинаем с визуального осмотра. Выкатываем транспортное средство на освещенную зону. Внимательно смотрим на составляющие компоненты. Наличие подтеков – это негативный признак. Удаляем загрязнения, пыль, которая в процессе хранения скопилась на деталях. Проверяем выхлопную трубу. Грызуны часто обустраивают зимнее логово в этой части.
Шины нужно проверять и не только весной, на протяжении всего сезона. От их состояния зависит безопасность на дороге. Внимания заслуживает:
- год выпуска;
- состояние резины;
- износ протектора;
- давление.
Визуальное состояние шин – это не основополагающий фактор. Срок службы резины 3-5 лет. Дальше начинают появляться микротрещины, покрышки быстро теряют свои свойства, качества. Узнать дату изготовления помогает маркировка. Если возраст в норме, переходим к следующим этапам проверки, иначе покупаем новую резину.
Допустимая глубина протектора до 0.8 мм. Если меньше, ухудшается отвод воды из зоны контакта с дорогой. В дождь езда становится опасной.
Проверяем давление в шинах. Холодный воздух и простой делают свое дело. Давление постепенно теряется. Накачиваем до требуемого значения. Если не знаете, какое должно быть давление в шинах, изучаем информацию от производителя мотоцикла.
Если нет оборудования для проверки давления в шинах, заезжаем на шиномонтаж. Здесь механики проверят колеса, подкачают до оптимального уровня.
Замена моторного масла
Обслуживание мотоцикла – это замена всех жидкостей. Начать нужно с заливки нового моторного масла. Отказаться от такой процедуры можно, если свежая смазка попала в двигатель осенью. Хотя производители мотоциклов, мопедов советуют проводить замену по схеме – перед зимней консервацией и весной, перед стартом сезона. Такой подход позволяет увеличить ресурс агрегата.
Правильно провести замену, можно без привлечения специалистов, процедура несложная. Покупаем масло и действуем по следующей схеме:
- прогреваем двигатель;
- сливаем старое масло;
- заливаем новое;
- проводим обкатку.
Слить старое масло с прогретого мотора легче. Для прогрева мотоцикла, заводим его и даем поработать 15 минут.
Надеваем плотные перчатки, берем ключ и откручиваем сливной болт. Находится он под двигателем или на раме. Болт проворачивается против часовой стрелки. Для сборки жидкости установите поддон под сливным отверстием. Жидкость полностью вытечет за 15-30 минут. Для проверки остатков, покачайте мотоцикл.
Обязательно меняем масляный фильтр. Откручивается руками, если регулярно меняется или с помощью ключа. Перед установкой новый фильтр наполняется на четверть маслом, смазывается уплотнительное кольцо. Вкручиваем фильтр на место.
Заливаем новое моторное масло, используя воронку. Так жидкость не прольется на другие элементы. Контролируем уровень масла, не должен превышать верхнюю отметку. Запускаем двигатель, даем поработать 5-7 минут. Повторно проверяем, доливаем масло, если присутствует необходимость.
Проверка тормозов
Обслуживание мотоцикла перед сезоном без тестирования тормозной системы не обходится. Нужно проверить:
- уровень тормозной жидкости;
- подтеки;
- состояние колодок.
Для проверки уровня, смотрим на бачок с тормозной жидкостью. Он должен находиться посередине между отметками минимумом и максимумом. Такое количество жидкости обеспечит надежную работу тормозов. Если уровень выше максимума, излишки сливаем.
Если ниже, не торопимся доливать. Важно определить, куда жидкость делась. Вариантов два – протечка, тормозные колодки пришли в негодность. Начинаем с осмотра шлангов и соединений. Подтягиваем хомуты, если подтеки в точках сочленения. Меняем шланги полностью при появлении трещин.
Высокий износ колодок увеличивает расход тормозной жидкости. Оценить их состояние помогает канавка или вырезы на подушке. Если их не видно, устанавливаем новые тормозные колодки. Все сделать можно самостоятельно.
Состояние тормозной системы нужно постоянно контролировать. Колодки у мотоциклов быстро изнашиваются. Если своевременно не поменять, возникнут проблемы с торможением на дороге, потребуется ремонт дисков.
Аккумулятор
Аккумулятор обеспечивает запуск двигателя и работу приборной панели. Его состояние зависит от ряда факторов:
- условий хранения;
- типа батареи;
- срока службы.
Если мотоцикл зимой простаивает в холодном гараже вместе с аккумулятором, то это не лучшее решение. За 4-5 месяцев батарея потеряет свой заряд, запустить мотор не сможет. Аккумулятор нужно предварительно зарядить. Устройство для зарядки автомобильных АКБ не подходит. Потребуется покупка специального устройства.
Избежать проблем с запуском двигателя, после зимнего простоя, позволяет два момента – хранение устройства в теплом помещении и использование АКБ AGM или GEL типа. Снятая батарея с мотоцикла и занесенная в теплое помещение, долго сохраняет свои качества. Дополнительный плюс – AGM или GEL аккумуляторы устойчивы к негативным воздействиям и легче переносят глубокий разряд.
Если подготовка квадроциклов показала, что старая батарея исчерпала свой ресурс, остается только один шаг – это покупка нового устройства. На рынке большой выбор АКБ, выбрать новый не проблема. Не экономим, качественный аккумулятор – это надежная работа все электросистемы мототехники.
Система охлаждения
Система охлаждения – важная часть современного мотоцикла. Нагрузка на двигатель зашкаливает, температура находится на критическом уровне. Если система охлаждения не будет отводить тепло, мотор быстро исчерпает свой ресурс. Подготовка мотоцикла предполагает:
- проверку уровня антифриза;
- чистку радиатора;
- замену патрубков.
Начинаем с проверки патрубков. Необходимо сразу исключить протечки. Если трубка износилась, меняем. Убираем загрязнения, скопившиеся на поверхности радиатора. Делаем все аккуратно, чтобы не повредить пластины.
Антифриз меняется раз в 1-2 года. Зависит от интенсивности эксплуатации мопеда или мотоцикла. Если замена производилась недавно, доливаем жидкость до установленного уровня. Используем антифриз одного типа. Смешивание разных жидкостей по характеристикам запрещается.
Если охлаждающая жидкость устарела, меняем. Для этого приобретаем антифриз для мотоциклов. Принцип замены следующий:
- откручиваем сливной болт;
- сливаем жидкость;
- промываем систему;
- заливаем новый антифриз.
Сливной болт легко опознать по медной шайбе. Обычно находится в крышке лопастного насоса. Если поиски не увенчались успехом. Воспользуйтесь документацией к транспортному средству.
Подставляем емкость для сбора жидкости, откручиваем болт. Антифриз сливается быстро. Ускорить процесс можно открыв крышку радиатора и расширительного бачка. Промывка системы осуществляется дистиллированной водой. Так убирается осадок и остатки антифриза.
Новая охлаждающая жидкость заливается поэтапно, через расширительный бачок. После заполнения системы, запускаем мотор, даем нагреться до рабочей температуры. Убеждаемся, что мотоцикл работает в штатном режиме. Совет, всегда меняем антифриз одновременно с другими жидкостями.
Проверка воздушного фильтра
Воздушный фильтр убирает все загрязнения с воздуха, поступающего в двигатель. Бывает двух типов – обслуживаемый и одноразовый. Последний меняется перед стартом сезона. Причем неважно, какой заявленный ресурс и сколько простоял. Начинать поездки весной нужно с новым воздушным фильтром.
С обслуживаемыми фильтрами ситуация иная. Извлекается, пропитывается специальным маслом. После такой обработки удерживаются даже мельчайшие частицы. Крупный мусор останавливает ткань. Регулярное обслуживание такого фильтра продлевает срок его службы, обеспечивает надежную работу двигателя.
Для оценки состояния фильтра, открываем вентиляционный короб. Проводим визуальный осмотр. Убираем загрязнения согласно рекомендациям от производителя. Одноразовый фильтр сразу меняем.
Если первый раз меняете фильтр на своей мототехники, советуем почитать советы от производителя. Даются строгие рекомендации. Их несоблюдение сразу отразится на ходовых качествах транспортного средства.
Проверка топливного фильтра
Топливный фильтр очищает бензин, поступающий из бака в камеру сгорания. В составе горючего, реализуемого на АЗС, часто присутствуют мелкие частицы. Они могут забить каналы по пути следования бензина. Мотор начнет глохнуть или нестабильно работать из-за недостатка бензина. Решается проблема установкой фильтра.
Топливные фильтры бывают – одноразовые и многоразовые. С одноразовыми все просто, старый сняли, новый установили. Многоразовые демонтируются, чистятся и возвращаются на место.
Если проводится плановая подготовка квадроциклов, удобнее работать с одноразовыми топливными фильтрами. Цена недорогая, замена простая. Чтобы установить новый фильтр, нужно:
- ослабить хомуты, крепление;
- отсоединить трубки;
- извлечь изделие;
- поставить новый фильтр;
- затянуть хомуты на шлангах.
На корпусе фильтра присутствует стрелка. Она определяет правильное направление детали. Обязательно проверяем надежность фиксации и заводим мотор мотоцикла.
Чтобы топливная система оставалась в рабочем состоянии, рекомендуется заливать в зиму полный бак бензина АИ-98 и добавить стабилизатор топлива. Такой шаг позволит предотвратить развитие ржавчины в баке. Иначе новый топливный фильтр быстро забьется. Почему АИ-98, в процессе нахождения в баке высокооктановый бензин начнет терять свои качества и становится АИ-95, 92.
Если бак оставить пустым, за зиму образуется коррозия, накопится много ржавчины. Ее нужно обязательно убрать. Для этого демонтируется бак. Если никогда этого не делали, советуем заехать в сервис.
Проверка двигателя
Заменив жидкости в мототехнике, сразу проверяем работу двигателя. Действовать нужно в двух направлениях:
- визуальный осмотр;
- звук мотора.
Запускаем агрегат, даем поработать. В процессе внимательно осматриваем агрегат. На поверхности не должно быть следов масла или других жидкостей. Если такие присутствуют, выясняем причину. Обычно жидкости капают с механизмов, расположенных выше.
Двигатель должен издавать ровный звук, легко реагировать на нажатие газа. Сторонние шумы должны насторожить. Если слышите стуки, цоканье, шелест, рекомендуем посетить автосервис и пройти диагностику.
Если взглянуть в руководство по эксплуатации, многие производители советуют проверить свечи. После многомесячного простоя, стоит их почистить или заменить, если давно уже стоят. Ресурс свечей составляет 10 000 км.
Замена свечей для многих байкеров большая проблема. Затягивать свечи нужно осторожно. Иначе срывается резьба или ломается деталь. Дальше предстоит сложный процесс нарезки резьбы.
Решается проблема покупкой свечей с резинками или магнитами. Такие элементы обеспечивает мягкую и точную установку. Хотя осторожность не помешает, дополнительно используем ключ трещотку. Такой инструмент обеспечивает безопасный монтаж свечей.
Первый запуск мотора
Если все подготовительные мероприятия сделаны правильно, подсос вытянут, байк должен завестись с пол-оборота. На практике все бывает совсем иначе. Двигатель отказывается держать обороты, глохнет, не хочет совсем запускаться.
Не перегружаем стартер, чтобы он не сломался. Делаем паузу после нескольких неудачных попыток. Убираем подсос, делаем еще один запуск мотора. Если результата нет, смотрим на бензокран, в открытом ли состоянии.
Что делать, если не получается завести мотоцикл. Сразу проверяем всю бензосистему, поступает ли топливо в мотор. Пробуем завести с «толкача». Мера вынужденные, иногда помогает. Если ничего не помогает, без помощи механиков не обойтись.
Электрооборудование
Если с аккумулятор полный порядок, приступаем к проверке все электросистемы и оборудования. Поэтапно включаем:
- фары;
- поворотники;
- сигналы;
- приборную панель;
- подсветку;
- другие приборы.
Если какой-то фонарь не работает, меняем лампочку или устанавливаем новый осветительный элемент. Обязательно проверяем соединения, провода должны быть зафиксированы. Смотрим на контакты, за зиму могли окислиться. Начинать езду с нерабочим электрооборудованием опасно, особенно, если предстоит езда в ночное время.
Проверка и протяжка резьбовых соединений
В процессе эксплуатации и простоя резьбовые соединения ослабевают. Причины разные, нужно перед сезоном внимательно все проверить. Проблемные соединения привести в рабочее состояние.
Температурные колебания – это один из факторов, влияющих на состояние соединений. В не отапливаемом гараже такое случается. В некоторых регионах на смену морозам приходит резкое потепление по несколько раз за сезон. Хотя основной фактор – это вибрация. Дороги не везде идеальные, приходится преодолевать различные участки.
Предварительно изучите форумы. Владельцы мотоциклов делятся проблемами, указывают слабые зоны. Это сузит круг поиска опасных соединений. Если позволяет время, мотоцикл нужно проверить полностью. Аккуратно подтягиваем болты и гайки. Соединения, фиксирующие мотор к раме, требуют повышенного внимания.
Не усердствуем, сорванный болт – это проблема. Восстановить такое соединение не просто. Услуга дорогостоящая, не каждый мастер соглашается выполнить такую работу.
Если найдутся плохо затянутые болты, рекомендуем полностью выкрутить. Обработать фиксатором для резьбовых соединений. Вкрутить обратно и плотно соединить. Даже вибрация больше не сможет ослабить болт.
Фиксаторы бывают красные и синие. У каждого свое назначение. Красный подходит для болтов, которые не планируется раскручивать. После застывания обычным ключом не открутить. Синий подходит для болтов для разборных соединений.
Осмотр цепи и звёзд
В мопедах, мотоциклах устанавливается две звезды – большая и малая. Передачу крутящегося момента на заднее колесо обеспечивает малая звезда.
Что проверять:
- состояние звезд;
- износ цепи;
- натяжение.
Изнашиваются звезды равномерно, с идентичной скоростью. Проблема в другом, большая звезда плохо защищена, из-за этого часто случаются повреждения. Проверку начинать стоит с нее.
Визуальный осмотр начинаем с зубьев. Не должно быть повреждений, сколов, погнутых элементов или острых концов. Если присутствуют такие признаки, покупают новую звезду и устанавливаем.
Если финансовое положение позволяет, рекомендуем приобретать комплект – две звезды и цепь. Иначе старые компоненты быстро приведут в негодность новые. Экономия получится условной.
Тестируем цепь, ее натяжение. Допускается ход на 1-2 сантиметра вниз и вверх. Если зазор больше, подтягиваем. Однако такой шаг не всегда помогает. Если звезды изношенные, цепь будет и дальше провисать.
Езда с растянутой цепью создает массу неудобств. Мотоцикл дергается, не набирает скорость, останавливается в подъем. В худшем случае еще и порвется, придется катить технику руками до места ремонта.
Негативный фактор – это плохая подвижность звеньев. Причин несколько – большой износ, пришли в негодность резиновые уплотнители, сложности со смазкой. Многие владельцы мотоциклов забывают, когда смазывали цепь. Делать это нужно каждые 400-500 км или после поездки под дождем.
Нанести новую смазку несложно. Снимаем цепь, очищаем от загрязнений, используя специальные средства. Наносим новую смазку, делая акцент на резиновые прокладки. Лишнюю смазку убираем сухой салфеткой.
Ресурс цепи у каждого производителя отличается. Даже при бережном обращении и постоянном уходе, пробег 10 000 км – это отменный результат. Зачастую менять приходится гораздо раньше. Проблемы возникают уже 4000-5000 км.
Выводы
Мототехника должна храниться в сухом помещении. Если оставить на улице или в помещении с повышенной влажностью, появится коррозия. Придется чистить, использовать специальную химию, чтобы остановить процессы. Не Забываем мыть и чистить мотоцикл. Грязь забивается не только в цепи, но и в других деталях, способствует развитию коррозии.
Подготовка скутера к сезону после зимы – это обязательная процедура. Ее игнорирование приведет к проблемам на дороге. Возрастет износ механизмов, будет требоваться постоянный ремонт. Если хотите уверенно передвигаться на своем мотоцикле, замените все жидкости, проверьте тормоза, электроприборы, давление в шинах. Лучше выявить поломку в гараже, чем на дороге. Не рискуйте и не создавайте себе лишних проблем. Если сомневаетесь в своих силах, посетите сервис.